Стрелок.Пермь.RU
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
24 Ноября 2024, 07:35:43

50946 Сообщений в 2086 Тем от 1084 Пользователей
Последний пользователь: usv159
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация
+  Стрелок.Пермь.RU
|-+  Стрелковый спорт
| |-+  Пулевая стрельба
| | |-+  Советы профессионалов.
0 Пользователей и 3 Гостей смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Вниз Печать
Автор Тема: Советы профессионалов.  (Прочитано 14506 раз)
эгоист
IPSC
*****
Offline Offline

Сообщений: 12577



« : 05 Ноября 2010, 16:42:01 »

Иткис М.А. - "Этапы подготовки стрелка из винтовки"
Этапы подготовки стрелка

Для выбора форм и средств тренировки необходимо условно разделить весь период подготовки стрелка от начального до высшей квалификации на три этапа:
- первый этап - новичок - первый разряд;
- второй этап - первый разряд - мастер спорта;
- третий этап - мастер спорта и выше.

   Об отборе стрелков.
При наборе новичков в секцию полезно выявить, в какой степени у них имеются некоторые "стрелковые" задатки. Наиболее показательными и доступными являются следующие данные:

   а) степень остроты зрения при прицеливании;
   б) характер колебаний тела в положении стоя;
   в) изменение тремора под влиянием эмоциональной напряженности.

   На первом же занятии необходимо выяснить степень остроты зрения при прицеливании. Для этого нужно показать правильную картину прицеливания, закрепить винтовку в станок, навести преднамеренно "неровную мушку", например на "семерку", на 3 ч, затем предложить новичку вращением барабанчиков прицела самому передвинуть диафрагму так, чтобы наводка соответствовала по его мнению "ровной мушке". Проверить наводку. Вновь сбить ее в другую сторону и после внесения поправки проверить положение мушки. Если испытуемый три раза подряд воспроизводит однообразную картину прицеливания (может быть, и несколько неточно - с ошибкой не более 2-3 щелчков барабанчика прицела), можно сделать вывод о достаточной остроте зрения у новичка.

   Далее следует ознакомить с техникой производства выстрела и мерами безопасности; научить заряжанию и разряжанию оружия; показать стрельбу из положения стоя, например, 5 выстрелов из малокалиберной винтовки на 50 м по мишени №4 и провести конкурсную стрельбу стоя, пропуская новичков по одному. Тренер следит за их состоянием, фиксирует степень дрожания тела и оружия при имитации стрельбы (5 щелчков "вхолостую"), а затем и при стрельбе. Испытуемый, у которого заметны небольшие плавные движения оружия без значительного усиления тремора к моменту выстрела, обладает хорошими задатками к стрельбе (результаты стрельбы в данном случае учитываются, но не имеют решающего значения).

   Предварительный отбор не означает, что нужно отказать в приеме в секцию лицам, не показавшим отличных показателей. Этот "отсев" сравнительно быстро произойдет естественным путем. Если же из числа "неустойчивых" кто-то будет упорно продолжать заниматься, то его недостатки через некоторое время компенсируются за счет хороших волевых задатков. Кроме того, очень важно учитывать и возрастные особенности новичков.

   О последовательности обучения. Подготовка стрелка-винтовочника в традиционной последовательности (лежа, с колена, стоя) не обязательна. К начальной подготовке в стрельбе стоя можно приступать и без предварительного длительного обучения стрельбе лежа и с колена, и параллельно (одновременно), и в других вариантах последовательности. Школа известных тренеров "Трудовых резервов" И. Р. Иохельсона и Н. И. Хомутского, воспитавшая целую плеяду чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, была основана на использовании параллельной схемы обучения стрельбе из трех положений. Наблюдения и исследования показывают следующие наиболее характерные особенности деятельности стрелка по этапам.

На первом этапе это:

   - недостаточная точность ориентации тела и оружия относительно мишени;
   - большие, нередко выходящие за пределы круга мишени, неуправляемые движения оружия (у новичка);
   - плохая чувствительность в нажатии на спусковой крючок;
   - недостаточно развитое чувство времени;
   - недостаточная согласованность в изготовке, наводке, прицеливании и спуске курка (у новичка);
   - сильное нервно-мышечное напряжение и скованность в действиях, еще более усугубляющее их несогласованность как на тренировке, так и на соревнованиях.

   При формировании навыков необходимо учитывать перечисленные сложные специфические особенности в действиях стрелка, на этапе начальной подготовки следует принимать во внимание основные закономерности обучения:

   а) расчленение приема (сложного действия) на части (элементарные действия) и обучение выполнению каждого элемента в отдельности;
   б) последовательное объединение в группы и слитное выполнение отдельных элементарных действий и их групп, а затем, после правильного (точного) их выполнения, - выполнение приема в целом;
   в) автоматизация действий, которая формируется постепенно, путем многократных упражнений.

   Специальную подготовку стрелка необходимо начинать с подготовительных упражнений без выстрела с целью формирования у него определенной точности отдельных простых действий, движений, из которых каждое имеет свое начало и конец. Затем, по мере тренировки, у спортсмена постепенно объединяются отдельные элементы в гибкую, пластичную систему согласованных действий на базе сенсомоторной координации. Например, только после освоения навыка достаточно устойчивого удерживания оружия в изготовке с прицеливанием сначала по экрану, затем по мишени можно переходить к последовательной отработке спуска и лишь после достижения определенной точности ощущения нажима - приступать к совмещению наводки и спуска. Невыполнение этих требований, как правило, ведет к несогласованности и снижению точности действий, а также к психологическим срывам.

   Повышение соревновательной нагрузки может начинаться сразу после усвоения техники стрельбы. Основным критерием для оценки данного вида нагрузки являются результаты стрельбы. Следует учитывать также степень точности и согласованности выполнения технических действий. Если обнаруживаются какие-либо недостатки, то необходимо вновь вернуться к тому виду подготовки, который позволит целенаправленно преодолеть их, т. е. сделать как бы шаг назад, а затем снова обратиться к комплексному методу.

   ОФП на первом этапе обучения должна предусматривать всестороннее развитие у стрелка двигательных качеств с некоторым уклоном в сторону развития ловкости и выносливости.

   Очень важными как на первом этапе, так и на последующих являются профилактические и общеразвивающие мероприятия (разминка, снятие статической напряженности и утомления) типа "десятиминуток" ОФП перед стрелковой тренировкой и после нее. Вопросы психологической подготовки на данном этапе должны решаться постепенно в ходе технической и других видов подготовки. Например, у большинства начинающих стрелков при стрельбе стоя колебания оружия очень велики, мушка почти не останавливается. Понятно естественное стремление спортсмена остановить ее, но чем сильнее это желание, тем сильнее становятся колебания оружия (отрицательные идеомоторные реакции, излишняя закрепощенность, неуправляемость). Но стоит сказать стрелку: "Дай мушке ходить свободно", "Проследи за ее движениями", "Не старайся немедленно остановить винтовку..." и т. п., как нередко мы замечаем появление устойчивости. Требовать от новичка прямо, чтобы он заставил винтовку остановиться - бессмысленно. Косвенный же путь оказывается более эффективным, потому что тренер подействовал на стрелка идеомоторно - положительно и что, пожалуй, самое главное - перспективно. Но спортсмен на начальном этапе подготовки, как правило, сознательно этого не оценивает, а относит происшедшее к случайному, удачному совпадению. Тут и следует тренеру дать понять стрелку, что явление это закономерное, если четко себе представлять, что и как нужно делать. На первых порах этого может быть достаточно.

   Следует отметить, что на первом этапе подготовки психика особенно молодого стрелка до 17-18 лет отличается неустойчивостью, особой ранимостью, склонностью к значительным эмоциональным напряжениям. Поэтому следует осмотрительно решать вопрос об участии того или иного спортсмена в соревнованиях. Полезными могут быть различные предварительные способы адаптации стрелка, например стрельба вне конкурса, на личное первенство или работа в качестве судьи. Преждевременность участия спортсмена в соревнованиях, масштаб которых значительно выше его квалификации, зачастую отбрасывает стрелка назад на столько, что немногие после этого восстанавливаются. Наибольшая "текучесть" спортсменов наблюдается именно в рамках данного этапа обучения. Особенно после ряда неудач в стрельбе стоя на тренировках или после крупных "завалов" на соревнованиях стрелки оставляют занятия в секции. Но это не означает, что на первом этапе подготовки соревнования не нужны, напротив - они необходимы, но с учетом ряда факторов; ранг соревнований; место (в своем тире или чужом); с известным противником или неизвестным; равным по силе, слабее или сильнее; с участием выдающихся стрелков; с призами и другими наградами и без них; с дальнейшим отбором в какую-либо сборную команду и т. п.

   Регулярное проведение совместных тренировок и участие в соревнованиях со стрелками более высокого класса, постоянное общение с ними - обязательное методическое условие подготовки стрелка.

   Второй этап подготовки характеризуется следующими особенностями:

   - ориентация тела и оружия относительно мишени значительно точнее; однако по ходу стрельбы бесконтрольно допускаются смещения одних частей тела относительно других ("передвижка");
   - наводка оружия носит более упорядоченный характер;
   - колебания мушки перед выстрелом (устойчивость) в пределах "семерки" (I разряд), "восьмерки" (мастер спорта), с периодами затухания колебаний (на "девятку" и "десятку");
   - нередко происходят выстрелы, зафиксированные хорошими, на самом деле - плохие ("отрывы");
   - недостаточная мышечно-суставная чувствительность по управлению движениями оружия при наводке и спуске курка;
   - недостаточная точность чувства времени;
   - нередко нарушение согласованности в удерживании оружия и спуске курка;
   - затруднения в определении ошибок и в их устранении;
   - неверие в оружие и патроны;
   - значительная напряженность и скованность на соревнованиях, главным образом вследствие доминирующей при каждом выступлении мысли о выполнении различных нормативов.

   Последнее наиболее характерно, нередко стрелок показывает высокие результаты на тренировках и внутренних зачетных стрельбах, а на ответственных соревнованиях значительно снижает свои результаты.

   По сравнению с первым этапом подготовки сенсомоторная координация у стрелка находится на более высоком уровне развития. Но связь в составляющих ее звеньях нередко нарушается, что практически выражается в ошибочных и неточных действиях спортсмена.

   Совершенствование специализированных качеств возможно лишь на основе углубления автоматизации ряда действий и, вместе с тем, развития способности к быстрому переключению и устойчивому сосредоточению внимания на них.

   Если на первом этапе преобладает технический аспект подготовки, то на втором квалификация спортсмена будет повышаться при условии возрастания удельного веса тактической и психологической подготовки. Стрелок вооружается знаниями и умением сознательного управления своим состоянием в зависимости от изменения обстановки. Физическая подготовка направлена на совершенствование двигательных качеств. Техническая подготовка продолжается, но характер ее становится более гибким, вариативным, предусматривающим наряду с закономерностями и случайные явления в ходе стрельбы.

   Большое значение в этот период должно придаваться повышению способности стрелка к воспроизведению положений и движений с большой точностью; однообразной ориентации изготовки; высокого уровня координации наводки оружия, его удерживания в устойчивом положении и спуска курка за счет использования стрелковых и подготовительных упражнений; сохранения ясности мысленных представлений и выполнения действий в точном соответствии с ними при повышенных эмоциональных напряжениях на соревнованиях.

   Исключительно важным направлением специальной подготовки является освоение и использование комплекса психологических методов регуляции стрелком своего состояния, контроля и уточнения действий (см. раздел "Тактика стрельбы"), отношения к высокому результату (выстрела, серии, упражнения), как к явлению закономерному, а не случайному.

   Стрелок-спортсмен должен научиться реагировать на изменение обстановки не обычным образом: надо быть оптимально спокойным, как бы его ни раздражала обстановка; надо терпеть, когда не терпится, и он ощущает боль и усталость; надо верить в себя, когда не верится; надо постоянно себя сдерживать и быть сосредоточенным, когда хочется расслабиться и отдохнуть; надо быть оптимистом, когда мало шансов на быстрый успех. Для этого спортсмену нужно развивать волю и высокий интеллект, необходима глубоко продуманная система воспитания и самовоспитания, охватывающая как учебно-тренировочный процесс, так и повседневную жизнь.

   Повышенные требования предъявляются к теоретической подготовке стрелка. Очень важным фактором является доскональное изучение стрелком своего оружия, особенностей боя ствола, подбираемых партий патронов; влияния на пулю бокового ветра; умение отлаживать винтовку и подгонять ее с учетом индивидуальных особенностей.

   Третий этап подготовки характеризуется:

   - стабильной изготовкой и ее ориентацией на мишень, однако имеет место бесконтрольная "передвижка" положения корпуса, рук, ног в ходе стрельбы;
   - плавной наводкой оружия, направленной с замедлением движения мушки и остановкой в точке прицеливания (у стрелков высокого класса до 3-4 с);
   - колебаниями мушки в основном в пределах "девятки" с частыми остановками на "десятке", но нередко с отклонениями до "восьмерки" и изредка до "семерки";
   - высоким уровнем координации в удерживании оружия и нажатии на спуск;
   - достаточно точным чувством времени прицеливания и нажатия на спусковой крючок;
   - уверенностью в своей технике и результате (мысль о результате не влияет отрицательно на качество стрельбы);
   - способностью быстро и точно предвидеть и определять причину неудачного выстрела, принимать соответствующие меры для устранения недостатков;
   - способностью своевременно применять необходимое средство из тактического комплекса способов нормализации состояния.

   На третьем этапе подготовки рост результатов возможен при значительно большей затрате времени на учебно-тренировочный процесс, чем на предыдущих этапах.

   Результаты (в очках) повышаются значительно меньше, чем на первом и втором этапах, причем кривая динамики показателей хоть и повышается, но все же выглядит как зигзагообразная линия. В случае, если тренировка опытного спортсмена основана на творческом подходе к решению задач обучения и воспитания, средние результаты постепенно растут и их разброс значительно меньший, чем на предыдущих этапах подготовки.

   Особое значение приобретает повышение соревновательной нагрузки и совершенствование тактики стрельбы. Спортсмен высокого класса может сформироваться только, если он постоянно принимает участие в соревнованиях соответствующего ранга. В зависимости от роста мастерства стрелок должен участвовать во все более ответственных состязаниях. Известно, что высокая результативность на ответственных соревнованиях достигается стрелками, как правило, не с первого раза, хотя и бывают приятные исключения. Поэтому необходимо учитывать психологические особенности перехода стрелка на более высокий уровень соревнований. В руках тренера часто находятся рычаги повышения значимости данных состязаний для стрелка или, наоборот, ее снижение. Например, нельзя категорически заявлять недостаточно опытному стрелку перед выступлением о том, что от его результата зависит успех или поражение всей команды ("накачка") или, скажем, ставить его в составе команды на упражнение в последнюю смену, тем самым тренер значительно повышает и без того высокую ответственность спортсмена.

   Это нередко кончается "завалом" с весьма неблагоприятными последствиями.

   Практика показывает, что стрелкам высокого класса обстановка соревнований не только не мешает, но и помогает показывать высокие результаты.

   Даже на самом высоком уровне мастерства стрелкам необходимо систематически повышать свою общефизическую и техническую подготовку. В связи с частым участием в соревнованиях, вследствие утомления, у них загрубляются точностные функции (прицеливание, мышечные ощущения). Для повышения точности ощущений очень важно в промежутках между соревнованиями предоставлять почаще "свободные" тренировки, использовать подготовительные упражнения и различные средства отдыха, своевременно творчески видоизменять способы тренировки с обязательным внесением в методику элементов новизны - этих стимуляторов прогресса.

   Для качественной подготовки спортсмена высокого класса обязателен творческий подход к решению задач учебно-воспитательного процесса. Но для этого необходимы обширная осведомленность спортсмена и тренера, изобретательность и постоянное стремление к новаторству, умение импровизировать в обучении и воспитании, высокий педагогический такт. Штампованные методы, способы, приемы обучения и воспитания ограничивают их эффективность.

   Исключительно важное значение имеет моральная обстановка в коллективе (команде), взаимоотношения членов команды и тренеров.

   Степень подготовки стрелка во многом зависит от отношения тренера к своим спортсменам, от особенностей его личностных качеств. Положительный личный пример, педагогическая целенаправленность, творческая увлеченность и новаторство, объективное отношение ко всем без исключения спортсменам, разумная требовательность, сдержанность, внимательность ко всем их нуждам и заботам следует считать необходимыми свойствами тренера-воспитателя.

   Следует иметь в виду, что различного рода неурядицы или нерешенные вопросы: домашние, семейные, связанные с учебой или работой спортсмена, значительно снижают возможности стрелка и его результативность. Плох тот тренер или руководитель, который не замечает и тем более сам допускает грубость и неуважение к спортсмену, оскорбительное отношение к нему, унижение его достоинства, высокомерие и невнимательность. Рано или поздно это обязательно помешает спортсменам достигнуть высоких результатов и отрицательно скажется на гражданских аспектах их воспитания.

   Во всех случаях спортсмен должен доверять тренеру, уважать его, не сомневаться в его высокой компетентности и доброжелательности.

Еще по теме: Иткис М.А. - "Специальная подготовка стрелка-спортсмена"
Записан

Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
С д.п.!
тренер
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1349


« Ответ #1 : 05 Ноября 2010, 23:20:14 »

Спасибо за полезные статьи о пулевой стрельбе.
Записан
RWS
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 2


« Ответ #2 : 23 Ноября 2010, 11:27:10 »

Обеспечение хорошего спуска

Хорошая устойчивость оружия позволяет стрелку не опешить с выжимом спуска, но и в этом случае, чтобы не нарушить наводку оружия, спортсмену необходимо добиться:

а) чтобы мышцы указательного пальца действовали строго изолированно от других мышц кисти;

б) чтобы усилие спуска было направлено параллельно оси канала ствола, не создавало сил, смещающих оружие в сторону;

в) чтобы величина усилия была достаточной для выжима спуска, но не излишней.

Последнее требование связано с тем, что излишняя сила, развиваемая при выжиме спуска, может толкать оружие после освобождения боевого взвода, в момент, когда пуля еще не покинула канала ствола. Если же стрелок волевым усилием ограничит продвижение пальца, то лишняя нервная энергия перераспределится на другие мышцы руки, что выразится в поджиме рукоятки или других непроизвольных мышечных актах в момент выстрела.

Практически прицеливание и спуск происходят одновременно и взаимосогласованно. Неверно полагать, что заканчивается прицеливание и только тогда начинается выжим спуска. Стрелок увеличивает усилие па спуск в зависимости от положения мушки относительно цели, повышая го при улучшении прицеливания и уменьшая при отходе мушки.

При спокойной стрельбе из оружия без шнеллерного спуска время выжима можно довести практически до 0,5 сек., но это уже мастерство, содержащее к тому же элемент лихачества. Достаточно и доступно выжим спуска осуществлять за 1,5—2,5 сек.

Таким образом, для того чтобы указательный палец действовал строго изолированно от других мышц и правильно, необходимо некоторое время, на протяжении которого устойчивость должна сохраняться.

Из практики известно, что концентрация внимания на устойчивости нередко приводит к закрепощению мышц указательного пальца: устойчивость хорошая, а палец не жмет. Для предотвращения подобного явления необходимо тренировать устойчивость и одновременно указательным пальцем имитировать выжим спуска. Другими словами, устойчивость должна отрабатываться на фоне движений указательного пальца.

Конечная цель при отработке спуска — достижение автоматизма пусковых усилий мышц указательного пальца, при котором достижение устойчивости должно побуждать работу пальца.

Спуск в технике стрельбы

Наиболее ответственный элемент техники стрельбы — спуск. От его правильности зависит успех всей проделанной работы. Физическое усилие, необходимое для спуска, невелико. Его трудность связана с тем, что стрелок должен произвести выстрел — завершить выжим спуска—при наилучшем совмещении прицельных приспособлений с точкой прицеливания.

Казалось бы, решить задачу можно двумя путями:

а) сократить время выжима спуска. Чем быстрее его произвести, тем легче использовать момент благо приятного положения оружия;

б) добиваться улучшения устойчивости оружия, продления пауз его относительной неподвижности. Произойдет выстрел несколько раньше или позже — он застанет оружие в наведенном состоянии.

Можно ли научиться быстро производить выжим спуска?

В силу анатомо-физиологических особенностей строения руки мышцы-сгибатели указательного пальца тесно связаны с другими мышцами кисти.

Кроме того, от начала раздражения до начала реакции проходит определенное время, необходимое нервной системе для передачи возбуждения.

Сокращение мышц-сгибателей указательного пальца вызывает сокращение других мышц кисти руки, удерживающей оружие. Это неизбежно нарушает его наводку. Чем быстрее будет развиваться усилие пальца, тем быстрее и резче будут включаться в это усилие другие мышцы кисти.

Требуется специальная тренировка, чтобы научиться выделять движения указательного пальца при выжиме спуска в самостоятельный изолированный процесс. Но и после этого правильный выжим спуска потребует некоторого времени, попытки сократить которое — ускорить выжим спуска — неизбежно приведут к сбиванию наводки оружия. Второй путь лучше.
Записан
эгоист
IPSC
*****
Offline Offline

Сообщений: 12577



« Ответ #3 : 23 Ноября 2010, 16:01:26 »

Кстати,вот эспандер позволяющий тренировать отдельно пальцы руки,что в с свою очередь скажется  на стрельбе.


* 899327f4a57864cce1fb78b86a2e8d28.jpg (41.48 Кб, 408x370 - просмотрено 1638 раз.)
Записан

Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
С д.п.!
тренер
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1349


« Ответ #4 : 23 Ноября 2010, 22:55:02 »

Где же такие эспандеры можно найти?
Записан
viper
IPSC
*****
Offline Offline

Сообщений: 3882



« Ответ #5 : 23 Ноября 2010, 23:07:59 »

Это из серии http://www.prohands.net/products/gripmaster.php.
В Москве есть.
В Перми не нашел.
Записан

Peace through Superior Firepower
aspid
IPSC
*****
Offline Offline

Сообщений: 5701



« Ответ #6 : 23 Ноября 2010, 23:17:17 »

Я у знакомого музыканта видел. Он на трубе играет. Если он мне попадётся - спрошу, где взял. Хотя, скорее всего - лучше спросить/заказать через Константина.
Записан

Стёкл, как трезвышко!
тренер
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1349


« Ответ #7 : 19 Января 2013, 20:50:50 »

Урок № 2 – «Что нужно для правильной тренировки пистолетчика»

Ответ Бригады тренеров:
Простого щелканья? - Этого не достаточно.
Простого удержания мало. Это вы тренируете статическую выносливость, без которой ни одному стрелку не обойтись. Попробуйте схему "волна": 20 секунд держите - 20 секунд отдых, 25х25, 30х30, 40х40, 60х60, и обратно - 40х40.... После этого перерыв 20 минут, после этого повторяем..., и потом не говорите, что вчера вы не тренировались, вам не поверят...

Работайте с закрытыми глазами - первое средство от горизонтальных колебаний. Добейтесь опускания руки с пистолетом в район прицеливания, опусканием без зрительного контроля, т.е. с закрытыми глазами - исключительно мышечным ощущением, что пистолет находится в районе прицеливания.

При работе с трубой или на Скатте (Scatt) - заставьте себя ориентироваться по пробоинам на мишени по-другому: выстрел в центральном кольце десятки - "10", выстрел в габаритную десять, или не коснулся центрального круга десятки - это девять ("9"!), выстрел в девять - это восемь..., выстрел в восемь - семь..., это сделает вашу работу более точной, запретит вам гоняться за десяткой, т.к. 10-ть будет только центральная - от 10,5 - десятка.

Тренировать главное - не только мишень и пули, пролетевшие через нее, что делают, по нашему наблюдению 80% стрелков, а тренировать надо ощущения правильного выстрела, ощущение точного преднамеренного выстрела в центр 10-ки, так делают ведущие стрелки мира. Просто держать, нажимать и, и смотреть на мишень - они не делают. Идет работа на высшем уровне. В общем - забудьте об выстреле и пробоине: наш спорт - это работа над собой.

Есть такой вид тренировки - стрелять "по пятницам", это означает, что все дни вы работаете без патрона, и без пульки, т.е. в холостую, а лишь одни день в неделю можете позволить себе работу с пулей. Это часто применяется на местах, на тренировках в домашнем тире, особенно в периоды межсезонья, и для обучения особенно трудно-дающихся стрелков, когда обычные тренировки и работа с патроном не дают желательного результата.

Работая в холостую всю неделю, кроме одного дня - пятницы, стрелок воплощает в все вами тренером, желаемое, работает над вашей программой каждого выстрела, которую вы ему написали, работает над созерцанием правильной отработки, углубляется в суть работы над выстрелом, в суть обработки спуска. В эти периоды очень важен тренерский контроль. Вы, как к тренер наблюдаете над спортсменом, не давая ему делать ни одной ошибки.

Схемы тренировки пистолетчика мы как-нибудь опишем в другой раз - вам главное из каждой тренировки вынести багаж знаний, повторяю, из каждой. Если вы вышли из тира, и вам нечего в своем стрелковом дневнике записать, значит вы думали об оплате за квартиру или об погашении кредита, об двойке в институте, но не о работе над только центром мишени! И не надо себя уговаривать, что габаритная десять - это 10, поверьте нашему опыту - габаритная десять на тренировке - это железная "девять" на соревнованиях, и хоть бы не меньше.

В наших уроках - мы хотим довести вам, что стрельба - это не только стрельба в мишень - это в первую очередь работа над собой, над трудностями попадания в самый пуп мишени - а для этого надо проделать определенную работу - и так работать каждый выстрел, он каждый выстрел должен быть как последний и решающий на каждой тренировке, тогда, поверьте, отработав так не меньше года - вы с уверенностью заявите себя на уровне национальной сборной, а этот дорогой нам сайт, напишет о вас , как о лучшем спортсмене месяца, года, страны, мира - т.е. так, как вы этого захотите на своих тренировках. Мы работали со спортсменами самого высокого уровня, и поверьте, - знаем о чем говорим.

Дай Бог Вам здоровья и терпения, с уважением ко всем трудягам - Бригада тренеров Украины.

Всего хорошего – Бригада тренеров, Украина

P.S. Мы – несколько тренеров Украины (пистолет и винтовка), назовем себя «Бригада тренеров», решили облегчить работу админу Shooting-UA, и ответить на несколько вопросов, касающихся методики обучения в пулевой стрельбе. Письма свои пересылаем Сереже Батракову, а он уже, куда надо разместит на своем сайте.
Записан
тренер
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1349


« Ответ #8 : 19 Января 2013, 20:53:38 »

Ощущения стрелка из пневматической винтовки, на что обратить внимание

Урок № 1 – «Ощущения стрелка из пневматической винтовки, на что обратить внимание»

Вопрос с форума ФСУ (см. Форум):
«Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Вопрос на тему - «Тренировочный цикл спортсмена 1-разрядника».
Посоветуйте, пожалуйста, программу тренировок (вплоть до тренировочных упражнений) для 1-разрядника в стрельбе из пневматической винтовки (ВП-6) для взятия норматива КМС - наставлений тренера, как и его свободного времени, уже совсем не хватает...
Спортсмен - мужчина, 24 года, 180 см рост, 85 кг вес.
Экипировка - Walther LG 400 Alutec Expert, стрелковый костюм (брюки, куртка, ботинки, перчатки, шора), пульки R10 Match.
Установки "СКАТТ" в тире нет.
Негативные особенности стрельбы - 1) микроколебания в горизонтальной плоскости от девятки на девять до девятки на три (по краям десятки); 2) значительная адреналиновая пульсация во время соревнований, особенно сильная во время финалов.
Большое спасибо - рад буду обсудить любые предложения».


Отступление:
Звания Мастер спорта и КМС на винтовке, а тем более пневматической выполняются легко. Не такие уж высокие нормативы там, даже сильно не высокие (на пистолете они в два раза выше, и требуют больше времени). И любой спортсмен, при правильном подходе за год максимум, станет Кандидатом в Мастера спорта по пулевой стрельбе из винтовки. Для МС требуется больше времени: 2-4 года, редко больше.
 

Урок № 1 – «Ощущения стрелка из пневматической винтовки, на что обратить внимание»

Ответ Бригады тренеров:
На самом деле, для подготовки спортсменов 1 разряда и до Мастера спорта такой комплектации и экипировки, не надо. Уж слишком много вы имеете всего, купили, потратились, а ведь ко всему этому надо привыкнуть, подогнать под себя. А это может отвлекать…

Вы спрашиваете тренировочные упражнения для 1-разрядника винтовочника – их много, они разные, о них надо читать здесь же на сайте. Пользуйтесь «Поиском» по сайту, многое сможете найти по своим вопросам. Но, самое главное, постараемся вам выложить здесь, в Первом нашем стрелковом уроке.

Вам 24 года, это довольно много для начала занятий стрельбой (в плане перспективы для сборной), но совсем не много для осознанных тренировок в тире. Вам не хватает знаний, и не знаете где, и что делать, об этом поговорим ниже…

И так, каждую тренировку начинаем с холостой стрельбы. Не всегда с щелчком. На долго уходим в себя. Стоим в изготовке с закрытыми глазами. Проверяем мысленно «где я стою, как стою, что держу, как держу», и т.п.

Голова - проверяем положение головы, лежащей на «щечке», (если мы говорим о стрельбе из пневматической винтовки стоя на 10 м.), прямо чувствуем шею, мышцы шеи – как они держат голову, не тянется ли голова к прицелу, не заваливается ли она в сторону, не поднята ли искусственно мышцами бровь, не напряжены ли мышцы лица, лба… Все это очень важно, из-за работы мелких мышц, которые не должны принимать участие, а они принимают, и создаются мелкие микроколебания…

Смотрим дальше: нижняя челюсть – она должна быть не напряжена, не должно быть сцепление зубов. Допускается незначительное приоткрытие рта – это мы жертвуем красотой для получения идеального ощущения в челюстях – они не закрыты, не напряжены, а несколько разомкнуты. Насколько разомкнуты челюсти, и губы – принимать решение вам. Не стесняйтесь себя, не жалейте себя, работайте над мелочами, их тысячи этих мелочей. Всего тренер не может подсказать, потому что, или занят многими учениками сразу, или считает это само собой понятно, или мыслит по-другому, или сам не проходил эти тонкости на себе.

Мы отвлеклись. Смотрим дальше: резинка диоптра, или сам диоптр не упирается в область глаза, не касается монокля, или вашей шоры, т.е. не создается лишний, не нужный контакт, который вызывает неудобство, звуки, чувства контакта, трения, и т.п.

Опускаемся ниже – на левую руку – она расположена прямо под осью ствола винтовки (это идеальный вариант, но тут возможны разные вариации). Ощущение в левой руке – она не напряжена излишне, вы не притягиваете ее к себе бицепсом, вы не давите на левую руку левым плечом (не топите ее).

Правая рука – здесь море разных проблем. Всего не охватишь, постараемся навести вас на основную мысль, посеять зерно для роста сознания и осознанности в этой работе.

Берем кисть – не зависимо от ее положения, не должно быть пережима, подтаскивания винтовки к себе. В идеале, кисть держится за рукоятку, как бы висит на большом пальце, слегка прижимая, и сжимая ее, давая, таким образом, указательному нажимательному пальцу свободу перемещения, здесь не должно быть ни каких пережимов.

Палец на спуске: обратите внимание на то, как нажимает палец и чем – по литературе вы знаете, что он идет строго на себя вдоль оси канала ствола. Последите за кистью, постарайтесь ощутить ее, как она расположена, нет ли какого-то лишнего угла заворачивания ее. Понаблюдайте за нажимом и давлением на рукоятку мизинца и безымянного пальца, должен быть хороший контакт. Возможно ощущение треугольника: мизинец-безымянный-большой палец. Кисть имеет разные варианты положения под винтовкой, не меньше десяти разных вариаций на тему – чем держать винтовку, какой частью кисти… Мы это опустим, это вы разбираетесь с тренером, или самостоятельно. А нас сейчас интересуют только ощущения.

Правый локоть и предплечье – смотрят максимально вниз, не имеют специального приподнятия мышцами. Хорошо, когда предплечье касается груди (девушкам и женщинам надо из этого извлекать дополнительное преимущество). Если предплечье хорошо расположилось на груди – значит, есть хороший контакт и дополнительная опора, не пренебрегайте этим – извлекайте пользу от всего, что может дать полную неподвижность.

Правое плечо – работы для наблюдения много, основа – оно не поднято, не тянется вверх к щечке. Наоборот – по возможности – опущено, не идет вперед, а принимает на себя затыльник винтовки. Часто затыльник принимает не плечо, а самая верхняя часть предплечья – тут надо искать для себя приемлемое. Правое плечо не реагирует на нажим, выстрел, оно неподвижно.

Мы постарались ответить на ваш первый вопрос – посмотрите сами, все ли вы проверили, прежде, чем стали бороться с микроколебаниями. Хотим вам сказать – что эти мелочи, недостаточное расслабление мышц там, где надо, и излишнее их напряжение – где должен быть покой и создают эти злосчастные микроколебания. Поэтому до методики тут далеко, надо разобраться над собой, уйти в эти ощущения. Делать щелчок не надо, долго стойте, яркий свет и мишень тоже не нужны, тем более не нужен Скатт. Это все касается начального уровня, а именно 1-разрядника.

На второй вопрос пока не видим смысла отвечать, т.к. стрельба в финальной части стрельбы, или в Финале требует выполнения на автомате многих приобретенных уловных рефлексов – где проверить, где прижать, где опустить физически, не говоря уже о психологической составляющей. Для вас начинающего – не стоит спешить с финалами, разве, что если вы не хотите просто кого-то удивить, обстрелять сейчас, без всякой перспективы на будущее. Не играйте со стрельбой, ведь многое, что вы приобретете сейчас при так называемой стрельбе в Финале – как, например, спешка, быстрый нажим пальца, закрепощение всего тела, дабы удержать себя в центре мишени, может отрицательно отразиться на ваше будущее. Оно запомнится, будет вредить, и избавится от такого приобретения, которое вы получили ненарочно, очень сложно. Будет потеряно время. Ведь переучиваться всегда сложнее. Не спешите стрелять, не переводите пульки RWS R10 Match – это слишком дорогая пуля для начинания, не спешите стрелять, холостая это залог успеха. Стоять надо долго, ощущать всего постоянно, знать все свои сильные стороны, искать и находить микро-секреты, изобретать для себя «велосипед», и, обязательно все записывать в стрелковый дневник.
Для первого урока, достаточно. Спасибо за внимание.

Всего хорошего – Бригада тренеров, Украина

P.S. Мы – несколько тренеров Украины (пистолет и винтовка), назовем себя «Бригада тренеров», решили облегчить работу админу Shooting-UA, и ответить на несколько вопросов, касающихся методики обучения в пулевой стрельбе. Письма свои пересылаем Сереже Батракову, а он уже, куда надо разместит на своем сайте.
Записан
тренер
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1349


« Ответ #9 : 27 Января 2013, 17:41:44 »

Проблема № 1 в стрелковом спорте.

Нет стрелка, который бы не сталкивался с тем, что оружие уходит из точки прицеливания в последнюю долю секунды до выстрела и, как правило, перед таким выстрелом палец не хочет давить на спуск. Об этом можно услышать как от новичков, так и рекордсменов различных видов стрельбы.
Анализ тренировочных занятий как сильнейших спортсменов Мира, так и начинающих стрелков-спортсменов, начиная с 1991 года и по настоящее время, подтверждает серьезность этой проблемы. Абсолютно у всех спортсменов на каждой тренировке регистрируется некоторое количество неудачных выстрелов, которые похожи друг на друга. Сходство данных выстрелов в том, что они выполняются по одному сценарию и характеризуются тем, что спортсмен достаточно уверенно удерживает оружие в центре мишени одну, две или более секунд, но перед нажимом на спуск оружие уходит в сторону из зоны прицеливания. И происходит это практически всегда за время равное 0,2-0,3 секунды (Рисунок 1)



Рисунок 1- Оружие ушло из зоны прицеливания
за 0.2 секунды перед выстрелом


В программе СКАТТ данная проблема также хорошо диагностируется при анализе графика «Координация» (Рисунок 2)



Рисунок 2 – График координация


На данном графике по оси «Х» отмечено время 1 секунда до момента выстрела; по оси «У» расстояние от центра мишени, а синяя линия графика показывает усредненное отклонение точек прицеливания всех выстрелов от центра мишени. На кривой видно, что в период времени от 1 секунды до 0.3 секунды средняя точка прицеливания приближалась к центру, но за время, равное 0.3 секунды кривая начала удаляться от центра вплоть до момента выстрела. Такое изменение траектории объясняется тем, что во время тренировки количество выстрелов как на рисунке №1 превышало количество выстрелов, перед которыми траектория прицеливания была направлена в центр мишени.


При опросе спортсменов, данная проблема озвучивается следующим образом:
1.   Палец не давит на спуск.
2.   Спуск очень тяжелый (плохой), и его нужно сделать легче или отрегулировать.
3.   Устойчивость хорошая, но в последний момент винтовка (пистолет) уходит из центра.

Про это все написано огромное количество статей и книг по технике стрельбы и, к сожалению, большая часть тренеров и спортсменов видят здесь основную проблему в пальце (спуске). Но простая логика подсказывает, что палец в этом случае не всегда виноват. Во время выстрела оружие удерживается крупными группами мышц всего тела, начиная от голеностопа и до кистей рук и, поэтому, влияние мышц указательного пальца в этом случае будет минимальным. И чтобы сдвинуть винтовку, весом 5-6 килограмм, требуется движение (изменение тонуса) мышц правого плеча или левой руки (у спортсменов правшей). При стрельбе же из пистолета у стрелка при нажиме на спуск могут включаться различные мышцы кисти, либо рука с пистолетом просто опускается вниз под действием силы тяжести из-за расслабления мышц.
Так или иначе, при стрельбе и из винтовки и из пистолета можно говорить, что оружие уходит из центра именно из-за того, что мы перестаем контролировать мышцы, удерживающие оружие. А происходит это как раз в момент нажима пальцем на спуск. Вот отсюда и такое стойкое мнение, что во всем виноват палец.
Чтобы понять процессы, приводящие к потере мышечного контроля во время выстрела, имеет смысл рассмотреть это со стороны физиологии и психологии.
Наш мозг устроен так, что человек может успешно контролировать одно действие, два уже с трудом, а вот концентрироваться на трех действиях или элементах одновременно уже практически невозможно. Поэтому мы вынуждены перебрасывать внимание с одного элемента на другой.
В стрелковом спорте как раз та ситуация, когда приходится одновременно контролировать именно три элемента. Это - Прицеливание, Удержание оружия мышцами и Нажим пальцем на спусковой крючок.
При анализе неудачного выстрела мы видим, что стрелок уверенно удерживает в центре мишени в течение одной или двух секунд. Это говорит о том, что внимание сконцентрировано на прицеливании и удержании оружия. В этот период времени идет процесс уточнения прицеливания. Происходит классическая схема прямой и обратной связи. Глаз видит, что оружие, например, уходит в сторону, и мозг дает команду мышцам, которые выводят оружие опять в центр. В конце концов, после уточнения наступает благоприятный момент для выстрела, но есть маленькая проблема, - объема внимания не хватает. Всё внимание, все 100%, занято процессом Прицеливания и Удержания. В этот момент спортсмен осознает, что палец не хочет и не может давить на спуск. Но выстрел все-таки делать надо, и волевым усилием внимание перебрасывается на палец. Для этого требуется перебросить часть внимания с двух элементов — Удержания и Прицеливания на Нажим на спуск. И происходит это почти всегда по одной схеме. Во время нажима на спусковой крючок, визуальный контроль сохраняется на неизменном уровне, а вот мышцы, удерживающие оружия, остаются без присмотра. В этот момент на оружие начинают действовать другие силы. В первую очередь влияет сила тяжести, особенно при стрельбе из пистолета и в видах стрельбы, где приходится держать оружие на весу (бегущий кабан и стендовая стрельба). А в других видах стрельбы, когда оружие удерживается с помощью ремня или поддерживается левой рукой (у правшей), то кроме силы тяжести добавляется сила, которая уводит оружие из центра из-за неточной ориентации изготовки относительно мишени. В итоге эти две силы и уводят оружие из центра мишени.
Причина именно такой схемы переключения внимания в том, что для нашего мозга зрение является гораздо более важным элементом контроля, нежели мышечный контроль. Благодаря зрению мы получаем основной объем информации об окружающем мире, и мозг, соответственно, организует свою работу так, чтобы большая часть внимания направлялась на зрительный анализатор. Поэтому, когда встает выбор, на каком из элементов останется контроль при нажиме на спуск, то из двух элементов - Прицеливание и Удержание, наш мозг естественно выбирает Прицеливание. В результате, при нажиме на спуск мы перестаем контролировать мышцы, удерживающие оружие и отлично видим отметку, куда именно ушло оружие в момент выстрела.
Записан
тренер
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1349


« Ответ #10 : 12 Июля 2014, 08:18:34 »

С сайта стрелкового союза России методическое пособие выкладываю.

*  (9037.52 Кб - загружено 762 раз.)
Записан
тренер
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1349


« Ответ #11 : 08 Января 2015, 13:05:44 »

Ссылка на библиотеку о пулевой стрельбе. Спортсмены посмотрите. Каждый найдет для себя полезную информацию.
 http://shooting-ua.com/books.htm
Записан
Gladkov
IPSC
*****
Offline Offline

Сообщений: 5777


I want to believe


WWW
« Ответ #12 : 29 Января 2015, 08:49:44 »

Спортсмены посмотрите. Каждый найдет для себя полезную информацию.
ДА! Замучался качать! Пока осилил только 1/3!! Зато реально много интересного есть!
Записан

The Truth is Out There
эгоист
IPSC
*****
Offline Offline

Сообщений: 12577



« Ответ #13 : 12 Мая 2016, 08:38:45 »

Наверное должно быть интересно пулевикам  http://riafan.ru/521633-popast-v-desyatku-olimpiiskii-chempion-o-tom-kak-nauchitsya-strelyat?_utl_t=fb
Записан

Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
С д.п.!
тренер
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1349


« Ответ #14 : 13 Мая 2016, 07:45:44 »

 У нас сейчас все стрелковые секции и клубы живут не на продаже аренды своих площадей, а на том, что перепродают патроны. Закупают их по оптовым ценам у завода-производителя и по завышенной цене перепродают патроны тем, кто приходит пострелять. Разницу кладут себе в карман, что и является их основной прибылью. Вот такая «популяризация» получается. Простым математическим умножением количества стрелковых секций и клубов положение, когда в какой-нибудь одной из германских земель стрелков-спортсменов чуть ли не больше, чем во всей России, не изменить. (Олимпийский чемпион Михаил Неструев)

О развитии стрелковых дисциплин лучше и не скажешь.

В спорте все очень персонифицировано. Стрелковая школа — это не объем знаний в учебнике, это носитель этих знаний. Носитель перемещается в другую страну, и вместе с ним перемещается его стрелковая школа. Никто не знал несколько лет назад спортсменов-стрелков из Индии. Приехал туда тренер-винтовочник из Венгрии — появились индийские винтовочники. Приехали в Индию наш тренера и тренер с Украины — появились индийские пистолетчики. То же самое было с Китаем. Никто не знал китайских спортсменов-стрелков. Появились в Китае советские тренеры, поставили китайцам свою школу-модель — появились китайские стрелки. Нет стрелковой школы страны, есть стрелковая школа конкретного носителя знаний. Ответить на вопрос, стрелковая школа какого тренера или спортсмена считается сильнейшей, можно. Ответить на вопрос, стрелковая школа какой страны считается сильнейшей, нельзя. Во главе угла — конкретный человек, носитель знаний. (Олимпийский чемпион Михаил Неструев)

Правильная мысль. Тот тренер хорош, который элементарные вещи может донести до разума спортсмена.

Записан
Страниц: [1] Вверх Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

   
   
  © www.ipsc.perm.ru, 2006-2024. Все права защищены.
Внимание! Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки на сайт www.ipsc.perm.ru
 

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.20 | SMF © 2006-2008, Simple Machines
Simple Audio Video Embedder
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!